Все автомобили »
Mercedes-Benz W140 (Мерседес Бенц 140)
.
6.9 Системы снижения токсичности выпуска - общая информация
Системы снижения токсичности выпуска - общая информация
Общая информация
Бензиновые модели
В системах питания всех бензиновых моделей должен использоваться только неэтилированный
бензин. Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить
максимальную отдачу от двигателя при минимальном расходе топлива и токсичности
отработавших газов. Система улавливания паров топлива предотвращает попадание
их из топливного бака в атмосферу. Установлена система рециркуляции отработавших
газов.
Функциональные схемы систем
снижения токсичности отработавших газов (как части системы управления двигателем)
Функциональная схема системы впрыска вдигателей 119 и 104 (показан двигатель 119)
|
40 — Диафрагменный регулятор давления
55 — Топливный фильтр
60 — Вакуумное устройство
74 — Охладитель топлива
75 — Топливный бак
76 — Вентиляционный клапан
77 — Угольный адсорбер паров бензина
89 — Клапан EGR (левый на двигателе 120)
89а — Правый клапан EGR на двигателе 120
98 — Демпферное пневматическое устройство переключения на повышающую передачу
125 — Воздушный насос
126 — Клапан отсечки подмешивания воздуха в выпускной коллектор
127 — Обратный клапан подмешивания воздуха в выпускной коллектор (левый
на двигателе 120)
127а — Обратный клапан подмешивания воздуха в правый, на двигателе 120,
выпускной коллектор
128 — Обратный клапан (разрежение)
135 — Обратный клапан (создание разрежения)
136 — Вакуумная камера
156 — Выпускной коллектор
158 — Каталитический преобразователь
A1е26 — Контрольная лампа отказов (MIL/»Проверьте двигатель»)
A9 — Компрессор К/В
A16 — Датчики детонации (KS)
A16g1 — Левый датчик детонации KS
A16g2 — Правый датчик детонации KS
B2/2, B2/3 — Термометрический датчик измерения массы воздуха (MAF)
B11/2 — 4-контактный датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT)
B11/7 — Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)
B11/9 — Левый датчик ECT
B17/5 — Левый датчик IAT на двигателе 120
B17/6 — Правый датчик IAT на двигателе 120
B17/7 — Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)
|
G3/2 — Подогреваемый лямбда-зонд (левый на двигателе 120)
G3/4 — Правый подогреваемый лямбда-зонд на двигателе 120
K17 — Реле системы подмешивания воздуха в выпускной коллектор
K27 — Реле топливного насоса
K27/1 — Левое реле топливных насосов 1 и 2 на двигателе 120
K27/2 — Правое реле топливных насосов 1 и 2 на двигателе 120
L5 — Датчик положения коленчатого вала (CKP)
L5/1 — Датчик положения распределительного вала (CMP)
L5/2 — Левый датчик CMP на двигателе 120
L5/3 — Правый датчик CMP на двигателе 120
L5/4 — Левый датчик CKP на двигателе 120
L5/5 — Правый датчик CKP на двигателе 120
M3m1 — Топливный насос 1
M3m2 — Топливный насос 2
M16/1 — Исполнительное устройство акселерации (привод дроссельной заслонки)
M16/3 — Левый привод дроссельной заслонки на двигателе 120
M16/4 — Правый привод дроссельной заслонки на двигателе 120
N1/3 — Блок управления системы зажигания EZL/AKR
N1/4 — Левый блок управления системы зажигания на двигателе 120
N1/5 — Правый блок управления системы зажигания на двигателе 120
N3/1 — ECM
N3/2 — Левый ECM на двигателе 120
N3/3 — Правый ECM на двигателе 120
N4/1 — Блок управления акселерацией (привод дроссельной заслонки)
N4/3 — Блок управления системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC)/темпостата
N16/1 — Стабилизатор напряжения
N59 — Диагностический модуль (калифорнийские модели)
|
Функцональная схема системы впрыска двигателя 120
|
R16/2 — Образцовый резистор модуля зажигания
R16/3 — Образцовый резистор левого модуля зажигания на двигателе 120
R16/4 — Образцовый резистор правого модуля зажигания на двигателе 120
S29/3 — Концевой датчик-выключатель холостого хода
S40 — Переключатель темпостата
A — Выкл
B — Разгон/установка
SР — Переустановка
V — Торможение двигателем/установка
S65 — Предохранительный переключатель перегрузки трансмиссии (ленточный
тормоз B1)
S65/1 — Предохранительный переключатель перегрузки трансмиссии (ленточный
тормоз B21) . Двигатель 120
T1 — Катушка зажигания
T1/1 — Катушка зажигания правой головки цилиндров на двигателе 120
T1/2 — Катушка зажигания левой головки цилиндров на двигателе 120
Y3/3 — Пневмоклапан демпфера переключения на повышающую передачу
Y27 — Переключающий клапан EGR
|
Y27/2 — Левый переключатель EGR на двигателе 120
Y27/3 — Правый переключатель EGR на двигателе 120
Y32 — Переключающий клапан насоса подмешивания воздуха в выпускной коллектор
Y33 — Электромагнитная муфта насоса подмешивания воздуха в выпускной коллектор
Y49 — Электромагнитный клапан регулятора распределительного вала
Y49/1 — Электромагнитный клапан регулятора распределительного вала левой
головки цилиндров на двигателе 120
Y49/2 — Электромагнитный клапан регулятора распределительного вала правой
головки цилиндров на двигателе 120
Y58/1 — Пневмопереключатель угольного адсорбера
Y58/2 — Левый пневмопереключатель угольного адсорбера на двигателе 120
Y58/3 — Правый пневмопереключатель угольного адсорбера на двигателе 120
Y62 — Топливные инжекторы (левого ряда цилиндров на двигателе 120)
Y63 — Топливные инжекторы правого ряда цилиндров на двигателе 120
|
Схема прокладки вакуумных линий (двигатели 104)
|
1 — Вакуумный ресивер
2 — Распределитель разрежения
3 — Резонансная заслонка
4 — Клапан отсечки воздуха (со встроенным контрольным клапаном)
5 — Электрический вакуумный насос
6 — Клапан-переключатель воздушного насоса
7 — Вакуумный контрольный клапан
|
8 — Диафрагменный регулятор давления
9 — Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP)
10 — Клапан управления продувкой
11 — К угольному адсорберу
12 — Активатор дроссельной заслонки
|
Схема прокладки вакуумных линий (двигатели 119)
|
1 — Вакуумный ресивер
2 — Контрольный клапан подачи разрежения
3 — Диафрагменный регулятор давления
4 — Клапан управления продувкой
5 — К модулю управления системы впрыска ME-SFI
|
6 — К угольному адсорберу
7 — Электрический воздушный насос
8 — Клапан отключения подачи воздуха
9 — Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP)
10 — Клапан-переключатель воздушного насоса
|
Схема подводки вакуумных и испарительных линий ко впускному трубопроводу (двигатели
120)
|
40 — Диафрагменный регулятор давления
125 — Воздушный насос
126 — Клапан отсечки воздуха
126а — Правый клапан отсечки воздуха
127 — Левый контрольный клапан (подмешивания воздуха)
128 — Вакуумный контрольный клапан
135 — Контрольный клапан линии подачи разрежения
136 — Вакуумный ресивер
М16/3 — Левый активатор электронного акселератора/
темпостата/устройства управления оборотами
холостого хода. В левой части силового агрегата
|
М16/4 — Правый активатор электронного акселератора/
темпостата/устройства управления оборотами
холостого хода. В правой части силового агрегата
Y32 — Клапан-переключатель воздушного насоса
Y33 — Электромагнитная муфта сцепления воздушного
насоса
Y58/2 — Левый клапан управления продувкой
Y58/3 — Правый клапан управления продувкой
a — к угольному адсорберу
rt — красный
gr — серый
sw — черный
tr — нейтральный
|
|
Инжектор первого цилиндра находится в правой
передней части силового агрегата (на примере 12-цилиндрового двигателя)
|
|
Сборка топливного насоса помещается под
автомобилем, впереди правой задней полуоси
|
|
Реле топливного насоса находится справа
в багажном отделении, позади заднего монтажного блока предохранителей
|
|
Датчик запаса топлива находится в левом
переднем углу багажного отделения, на топливном баке
|
|
Клапан переключения впускного трубопровода
помещается под впускным трубопроводом (вид снизу)
|
|
Левый термометрический измеритель массы
воздуха (MAF) помещается в правой части двигательного отсека, на рукаве
воздухозаборника
|
|
Левый датчик температуры охлаждающей жидкости
помещается слева в передней части силового агрегата
|
|
Правый датчик температуры охлаждающей
жидкости помещается слева в передней части силового агрегата
|
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости
(ECT) находится в верхней части левого переднего угла силового агрегата
|
|
Левый датчик детонации (KS) находится в
углублении сверху на двигателе (на снимке двигатель снят с автомобиля)
|
|
Левый датчик детонации (KS) 1 находится
в углублении сверху на двигателе (на снимке двигатель снят с автомобиля)
|
|
Правый датчик положения коленвала (CKP)
на двигателеV12, - сзади в верхней части блока цилиндров (двигатель снят
с автомобиля)
|
|
Левый датчик положения коленвала коленчатого
вала (CKP) на двигателе V12 , - справа на задней стенке блока двигателя
(на снимке двигатель снят с автомобиля)
|
|
Левый докаталитический лямбда-зонд 1,
- под автомобилем, вплотную к ДП, над каталитическим преобразователем
|
|
Докаталитический лямбда-зонд 1, - под
автомобилем, вплотную к ДП, на трубчатой секции системы выпуска, перед
каталитическим преобразователем
|
|
Левый посткаталитический лямбда-зонд 2,
- под автомобилем, вблизи ДП
|
|
Посткаталитический лямбда-зонд 2, - под
автомобилем, вблизи ДП под задним сиденьем, в трубе системы выпуска позади
каталитического преобразователя
|
|
Электромагнитная муфта насоса подмешивания
воздуха находится снизу в правом переднем углу двигательного отсека
|
|
Правый клапан продувки адсорбера помещается
в левой части двигательного отсека, на брызговике колесной арки
|
|
Левый клапан продувки адсорбера помещается
в правой части двигательного отсека, на брызговике колесной арки, позади
расширительного бачка системы охлаждения
|
|
Клапан продувки адсорбера находится в
левом переднем углу двигательного отсека, на брызговике колесной арки
|
|
Клапан отсечки продувки адсорбера помещается
под автомобилем, в задней части арки левого заднего колеса
|
Система вентиляции картера
(PCV)
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью
загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр
попадают в впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счет разницы давления в картере и впускном трубопроводе
(давление в картере выше).
Снижение токсичности отработавших
газов
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех бензиновых моделях
в систему выпуска встроен трехфункциональный каталитический преобразователь. Система
управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включен датчик кислорода.
Этот датчик, установленный в системе выпуска, постоянно информирует блок управления
о составе отработавших газов. В зависимости от полученных данных, блок управления
корректирует качество смеси, подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует
сгорание топлива.
В лямбда-зонд встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через
специальное реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания
кислорода в газах. В зависимости от концентрации кислорода, датчик посылает сигналы
разного напряжения. Если смесь переобогащена - содержание кислорода в отработавших
газах очень низкое, датчик подает сигналы с низким напряжением. Напряжение увеличивается
по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в газах. Наиболее эффективно
преобразователь работает при оптимальном составе горючей смеси (14.7
частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной концентрации кислорода
в отработавших газах происходит скачок в напряжении на датчике. Этот скачок является
точкой отсчета для блока управления при корректировке качества смеси.
Установлено два датчика. Один - перед, а второй - после сборки каталитического
преобразователя. Этим достигается более точное отслеживание состава отработавших
газов.
Система рециркуляции отработавших газов (EGR)
Система рециркуляции отработавших газов позволяет снизить количество NOx в отработавших
газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод
через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции управляется блоком управления.
Система
улавливания паров топлива (EVAP)
Обратитесь к схемам системы управления двигателем (Система
управления двигателем моделей 3.2 л, Система управления
двигателем моделей 4.2 и 5.0 л).
Для снижения выброса в атмосферу несгоревших углеводородов на все бензиновые
модели устанавливается система улавливания паров топлива. Заправочная горловина
топливного бака герметично закрывается крышкой, под топливным баком установлен
угольный адсорбер. В нем собираются пары топлива, образующиеся в баке во время
стоянки автомобиля и хранятся там до тех пор, пока по сигналу блока управления
не начнется продувка фильтра. Тогда пары топлива начинают подаваться через клапан
(ы) продувки во впускной трубопровод, там они смешиваются с рабочей смесью и
далее сгорают обычным образом в камерах сгорания.
Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых оборотах и во время прогрева
блок управления держит клапан закрытым. Таким образом предотвращается попадание
несгоревшего топлива в преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода
смесь переобогащена). После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться,
подавая пары топлива во впускной тракт.
Дизельные модели
Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную
отдачу от двигателя при минимальных расходе топлива и токсичности отработавших
газов. Для дополнительного снижения токсичности газов на автомобиль установлены
несколько дополнительных систем. Система вентиляции картера снижает утечки газов
в атмосферу из системы смазки двигателя. Каталитический преобразователь снижает
токсичность отработавших газов. Установлена система рециркуляции отработавших
газов.
Система
постоянной вентиляции картера (PCV)
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью
загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр
попадают в впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счет разницы давления в картере и впускном трубопроводе
(давление в картере выше). На все дизельные модели установлен клапан вентиляции.
Он находится на крышке головки блока и управляет потоком газов из картера.
Каталитический преобразователь
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех дизельных моделях
в систему выпуска встроен каталитический преобразователь. Он нейтрализует большую
часть газообразных углеводородов, СО и других вредных примесей, входящих в состав
отработавших газов.
Система рециркуляции отработавших газов
На все дизельные модели также установлена система рециркуляции отработавших
газов. Эта система позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для
этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через
специальный клапан. Клапан системы рециркуляции контролируется блоком управления.
|